Кастом - словарь

 

Версия для печатиОтправить эл. почтой

"Альтернативный" производитель (alternative manufacturer). В середине 90-х годов в США на волне очередного кастом - бума стали стихийно появляться независимые мелкосерийные мотопроизводители. Их продукция была призванна стать "алтернативой" вот уже несколько десятилетий господствующему на американском рынке "Харлею". Общепринятый на первых парах и, согласитесь, довольно обидный для "маленьких, но гордых" компаний термин "харлей-клоны" (Harley - clones) постепенно исчез со страниц мотопрессы - "альтернативщиками" называться было куда приятнее. А в последнее время оставшиеся на плаву и заматеревшие "в боях за независимость" компании предпочитают именовать себя "лицензированными производителями" (licensed manufacturer). Из "ветеранов" лучше других, пожалуй, сегодня чувствует себя American IronHorse и Big Dog. Отдельная история - марка Victory, за которуй стоит концерн Polaris.

Афтермаркет (aftermarket). Индустрия "после продажной персонализации" мотоциклов зародилась в 50-х годах, когда некоторые, тогда ещё полукустарные мастерские (такие, например как известные в наши дни компания S&S Cycle) стали изготавливать небольшие партии своих изделий для продажи "на сторону". Автермаркет резко набрал обороты в начале 70-х. Уже тогда основной статьёй доходов сегодняшних кастом-грандов вроде Arlen Ness или Perfomance Machine являлась почтовая рассылка деталей и аксесуаров, заказанных интузиастами-чопперостроителями по католоргам этих фирм. Нынешние "автермаркетовые" гиганты во главе с Custom chrome - это настоящие империи с охватывающей десятки стран торговой сетью. Характерно, что такие компании традиционно отстёгивает немалые средства для популиризации кастомайзинга (различного рода кастом-шоу и прочее).Оно и понятно - это и хлеб. Причём с маслом.

Бар-хоппер (bar hopper, bar-hopper, barhopper).Чоппер, основное предназначение которого-перемещать байкера от бара к бару. Такой "межбарный попрыгун", сами понимаете, совсем не обязательно должен иметь высокую максимальную скорость, эффективные тормоза, комфортные подвески и т.п., зато просто обязан сногсшибательно выглядеть на стоянке у заведения. Как известно, в чём-то похожий термин "кафе-рейсер" (cafe racer? cafe-racer) применяется к мотоциклам, которые как раз наоборот-способны при необходимости (чаще, в условиях заключонного пари) прохватить вокруг заведения на время. В наши дни под бар-хоппером обычно понимается акстентичный короткообразный чоппер-хардтейл в стиле 60-70-х. В 90-е годы термин был почти забыт, но олдскульная эпидемия вновь возвратила его к жизни. Например, на известном калифорнийском кастом-шоу LA Calender Motorcycle Show сейчас существует новая номинация Bar Hopper.

Бикини (bikini fairing).Мини-обтекатели в стиле кафе-рейсер, названные в честь атолла в Тихом океане (помните пляжный ансамбль "Мини-бикини 69" из "Брилиантовой руки"?), стали всё чаще появляться на кастом-байках в начале 80-х. Конечно, никто всерпьез и не думал улучшить с помощью этого фэродинамику. Скорее обтекатель-бикини был и остается элементом декора, намекающим на спортивный характер мотоцикла.

Бич-бар (beach bar), он уже "свипинг-уайд" (sweepeng wide).Несмотря на в некотором роде "пляжно алкогольное" звучание, бич-бар-всего лишь низкий, очень широкий руль в виде полуокружности, доставшийся современному кастомайзингу в наследство от довоенных американцев круизеров (в принципе, подобная форма руля была характерна для многих мотоциклов начала ХХ века). С таким рулем степенно и важно дефилировать вдоль пляжа, а то и непосредственно по нему считается элементом шика.

Бич-круизер (beach cruiser). Как правило, тяжёлый "прогулочный" круизер с бич-баром. Похожий термин "бульварный круизер" (boulevard cruiser) встречался ещё в 30-х и обозначался примерно то же-круизер, который, наперекор первоначальному значению слова "круизер", предназначался скорее для понтовства, нежели для путешествий.

Боббер (bobber), "боб" (bob), ранее-"боб-джоб"(bob-jop). Самая ранняя и очень популярная в наши дни разновидность кастом-байков. Стиль формировался одновременно с зарождением байкерского движения на юге Западного побережья США на стыке 40-50-х годов. Ранний мотоциклетний кастомагайзинг развивался одновременно с автомобильным хот-роддингом, был его, можно сказать, двухколёсным ответвлением, своего рода "младшим братом".Отсюда столько параллелей и пересечений.Некоторые историки считают, что корни бобберов следует искать в довоенных "хилклаймберах"-мотоциклы для гонок,именующихся "Подъём на холм". Не факт-в конце концов "гаражная" постройка любого гоночного мотоцикла, в первую очередь, подразумевает нещадное избавления от лишнего веса. А на бобберов, в отличие от чопперов, народ как раз был не прочь всерьёз погоняться по дну высохших соляных озёр, заброшенным шоссе или безлюдным пляжам. Типичный боббер в современном понимание-олд-скульный аппарат с низким рулём, небольшим углом наклона передней вилки и шинами одинаковой размерности, построенный, как правило, на серийной раме. А ещё "bobber" означает по-английски "поплавок". Но не купитесь на это-мотоциклы, как правило, обладают некудушный плавучестью.

Кинг-энд-куин (king & queen, king-and-queen, king/queen), оно и тоже "ступенчатое" сиденье (stepped seat). Цельное двухуровневое седло на две персоны. Причем, заметьте, "королева" восседает выше "короля" (воинствующие феменистки могут на время зачехлить ядовитые жала). В начале 70-х подобные конструкции стали приобретать причудливые, прямо-таки гротескные формы-зачастую их спинки простирались до самой вершины метровых (а то и выше) сисибаров. Кит-байк (Kit-bike). Мотоцикл, продающийся в виде навбора "сделай сам". Наборы эти, известные как "байк-киты" (bike kit) или "байки в коробке" (bike-in-a-box), привлекают многих. Кому ж не хочется почувствовать себя настоящим кастомайзеров! Довольно удачные конструкции кит-байков (например, производства компании S.L.E.)стали появляться на американском рынке еще в70-х. Потом продажи китов постепенно сошли на нет, чему в немалой степени поспособствовало ужесточение технических требований к такого рода продукции. Да и интерес к кастомайзингу заметно поутих. А вот в конце 90-х наборы вновь стали расходится на ура. За дело взялись афтемаркетовые гиганты. К примеру, кит-байки серии HR3, распространенные

Бобтейл (bobtail, "купированный хвост"), "боб-фендер" (bob fender). Первые кастомайзеры "купировали" хвосты своим боббером, словно заправские ветеринары. Уже на заре движения, в конце 40-х-начале 50-х, сформировалось три классических способа "рубки хвоста": 1)банально резануть болгарский кусок заднего крыла; 2) переставить назад переднее крыло (благо, в те времена устанавливать шины разной ширины было не принято, а потому крылья тоже имели одинаковую ширину); 3)изготовить бобтейл. Последний способ, несомненно, самый остроумный и изящный: в этом случае заднее крыло укорачивается не сзади,а спереди после чего оно "задвигается"глубже в раму, образуя характерный "утиный хвост". Вконце 70-х такой фасон заднего крыла стал привычным атрибутом некоторых модификаций Harley-Davidson cемейства FX, а в начале 80-х- и японских серийных чопперов. Однако стоит заметить, что еще в начале 60-х на "внедорожных" модификациях двухконтактных одноцелиндровых "Харлеев" устанавливались самые настоящие бобтейлы.

Боди-байк (body bike), изначально full-bodied bike. Максимально "защитный", корпоротированный мотоцикл. Часто дизайн боди-байков перекликается с автомобильным, что неудивительно: иной такой аппарат по площади кузовных панелей может поспорить с малолитражкой. ЛегендарногоАрлена Несса одно время сильно увлекала эта тема, и его боди-байки по праву считаются классикой жанра.

Боди-кит (body kit). Набор деталей облицовки, часто пластиковых, с помощью котого можно, что называется, малой кровью преобразить до неузнаваемости серийный мотоцикл. В 70-80-х боди-киты в Америке шли нарасхват. И стоит сказать , среди таких изделий попадалось немало удачных "преобразователей". Однако в наши дни популярность "кузовных наборов" заметно упала. Типа "не по понятиям"...

Борд-трекер(board tracker, boardtracker). Кастом-байк, выполненный в стиле мотоциклов для популярных в Америки в начале прошлого века гонок на дощатых треках. Модное направление кастомайзинга, на которое вот уже несколько лет неровно дышат судейские бригады кастом-чемпионатов. Если вы увидите мотцикл, больше похожий на велосипед, так и знайте: скорее всего перед вами борд-трекер.

Беби-сит (baby seat). Нет, это не детское автомобильное сидение (без которого в России скоро будет запрещена перевозка детей до 30лет-слышали?). "Беби" здесь в другом значение. Правильно, это закрепленное на заднем крыле (часто съемное, на присосках) сиденье "нашлепка" для перевозки визжащих экзальтированных дамочек. "Деточка, а вам не кажется, что ваше место... на заднем крыле?" Нередко используется также старинный термин "пильон"(pilion, pilion pad), которому действительно сто лет в обед-так в английском языке принято называть отдельное пассажирское сидение на мотоцикле.

Беггер (begger). Изначально-увешанный сумками ("бэгами", отсюда и название) круизер для дальних поездок, турер. Отличительные черты современного бэггера-жесткие боковые кофры и развитая ветрозащита. В 60-х байкеры -"однопроцентщики" придумали для таких мотоциклов обидное прозвище garbage-wagon- "мусоровоз". (Кстати, основное значение английского слова "bagger"- "землечерпалка". Тоже, согласитесь, не "быстроногая лань".) Начиная с 80-х годов, многие мастера во главе с Нессом неоднакратно и небезуспешно пытались доказать, что и в этом, казалосьбы, скучном направлении есть где разгуляться кастомайзерскому таланту. Несмотря на это, факт остается фактом: беггер-редкий гость на современном кастом-шоу. Может, "однопроцентщики" были правы?

Ви-бар (V-bar). V-образная разновидность дрег-бара. Вообще-то, если смотреть со стороны водителя, такой руль-это скорее "^-бар". да вот беда-нету в латинце такой буквы!

"Гондола" (nacelle). Обтекаемый кожух фары головного света, по типу устанавливающегося с 1965 года на Harley Davidson Electra Glide.

Гардер (girder, "ферма"). Передняя вилкапараллелограмного типа, она же "трапеция" (trapeze). В 60-е годы на чопперах встречалась не реже спрингеров. И почти наверняка считалась бы сейчас вымершим подвигом, если бы не олд-скул. В один прекрасный момент горсть оставшихся на плаву американских "автемаркетовых" компаний, специализирующихся на гардерах (такие как Durfee, которая клепает "трапеции" аж с 1969 года), вдруг оказалась на коне. Помимо классического варианта с перьями из труб, сваренных в виде треугольника, встречаются и оригинальные конструкции. Например, вилка модели Nanna от Jesse Rooke Customs с перьями в форме луков. В арсенале того же Джесси Рука есть даже одноперьевые моно-гердеры под консольное крепление колеса.

Гусенек (gooseneck). Рама типа "гусиная шея"-с вытянутой вперед рулевой колонкой. Одна из кастом-фишек 60-х. С легкой руки японских кастомайзеров вновь очень популярна у "олд-скульщиков" всего мира.

Даймонд (diamond tank). Граненный чоперный бак в форме брилианта. Пик популярностипришел на конец 60-х-начало 70-х годов. Существует еще термин "призма" (prism tank). Некоторые буржуаазные теоретики-умники утверждают, что "призма" и "даймонд"-не одно и то же. Не верьте! Частенько случается, что трудно определить, где коффин, а где даймонд, а уж найти различия между даймондом и призмой-и вовсе тухлый номер.

Джоки-шивт (jockte shift). Рычаг ручного переключения передач. В классическом случае подразумевает наличие ножного выжима сцепления-так называемого suicidal clutch, "сцепления для самоубийц". (вот же любят люди нагнать страху! То автомобильные двери, открывающиеся против хода, называют suicidal doors, то ножным сцеплением стращают...) Существует и смешанные конструкции- в них ручной рычаг сцепления установлен непосредственно на "кочерге"переключения передач. Сегодня джокишивт используют все, кому не лень. Причина, как правило, одна и та же: потому что это круто!

Диггер (digger). Кое-где можно прочитать, что эта разновидность чоппере характерна для конца 70-х или даже начало 80-х годов. На самом деле этот стиль, как и сам термин, родился еще в конце 60-х. Причем, что понимать под "землекопами"-тоже вопрос не до конца ясный. Один утверждает, что это аппараты с удлиненной рамой (часто типа гусинек), большим углом наклона передней вилки, рулем типа пулбек или дрег-бар,"заряженным" мотором, ощетинившимся устрашающего вида "турбочарджерами", и нередко-задними колесами, обутыми в дрегстерные слики (этакая предтеча современных лоурайдеров). Другие называют диггерами легкие чопперы на базе Harley-Davidson Sportster с низким рулем и рейком, близким к стандартному,-такие аппараты поначалу называли еще лоу-боями (Low boy). Вот что интересно: обе формулировки в общем-то правильные- оба эти направления,зародившихся приблизительно в одно время, действительно именовались диггерами. И роднило их прежде всего то, что это были, в отличие от сверхвысоких прогулочных чопперов означенной поры, "уличные дрегстеры" с низким силуэтом. Но окончательно все запутали "альтарнативные" производители в конце 90-х, когда стали называть Digger любые чопперы "аля 70-е". Что касается происхождения самого термина "диггер", здесь тоже есть две версии. Согласно первой, названы они потому, что благодаря своим дрегстерным повадкам могут буквально рытьб землю задним колесом. Вторая версия тоже хороша: мол, ездок, склонившейся над низким рулем, напоминает землекопа (если представить, что вилка-это черенок лопаты).

Дрег-бар (drag bar). "Дрегстерный руль" - низкий, абсолютно прямой либо со слегка отклонненым назад ручками. Форма подчеркнута функционально, так как пришла из дрег-рейсинга, где, сами понимаете, не до ветвистости рогов.

Дрег-стайл (drag style). Рама в дрегстерном стиле-низкая и длинная, с глубоким вырезом под сиденье. В Европе несколько лет подряд настоящим бестселлером были немецкие рамы HPU Drag Style. Сейчас лидерство захватила новая генерация дрег-стайлов-рамы от Walz Hardcore Cycles.

Дрегстер, дрегстер (dragster). Подразумевается либо настоящий спортивный снаряд для дрег-рейсинга, либо приземистый "заряженный" чоппер со "спорптивным" уклоном (также см. про-стрит).

Дрессер (dresser). В начале 50-х компании Harley Davidson и India стали предлагать за дополнительную плату все больше и больше "навесных аксесуаров" для своих круизеров: ветровые щитки, багажные кофры, хромированные и задние "бамперы" самых замысловатых конфигураций. Разумеется, находились покупатели, которые хотели заполучит из перечня опцийвсе и сразу-это называлось "полный прикид" (full dress). Такой полностью "упакованный" мотоцикл назывался full dress, позже -просто dresser. В калифорнийской байкерской средетермин имел более широкое значение-дрессерами называли любые круизеры из-за того, что они, в отличие от "голых" бобберов, "носили" массивные глубокие крылья, гондолы вокруг фар и проч. Сейчас в Америке под дрессерами чаще всего понимаются именно мотоциклы с коферами и обтекателями, то бишь беггеры,- в тамошней мотопрессе эти слова стали практически синонимами.

Зи-бар, зед-бар (Z-bar). Хотя это похоже на сокращенное название острова Зинзибар, на самом деле имеется ввиду конфигурации руля, при которой его половинки выполнены в виде литеры "Z". Встречаютя как низкие зи-бары, так и воистину эйпхангерских размеров. Ну, и для общего, развития: в металургии существует термин "зетовый профиль", по английски это тоже "Z-bar".

Кастом (custom). Это ключевое слово понятий "кастомайзинг" (customaizing) "кастомайзер" (customaizer) "кастом-байк" (custom bike) и т.п. означает,как известно, "заказ", "заказной".В принципе, смысл понятен-речь идет о том, что не производится серийно, а строится позаказу. А если, спросите вы, аппаратстроится не по чьему-то заказу, а для себя лично? Ну что ж, будем считать, в этом случае вы его заказали сами у себя. В последнее время в западной литературедля толкования термина "кастомайзинг" все чаще используется слово "персонализация". Вот это, как нам кажется, действительно в самиую точку... Еще один нюанс: когда дело касается олд-скула, правило хорошего тона требуют писать слово "кастом" на хот-роддерский манер- через "К" (kustom). Считается, что моду на такое "неправильное" (или как раз правильное?)написание ввел классик хоти-роддинка Джордж Баррис, а впервые оно появилось в рекламе его мастерской, опубликованной в одном из номеров Hot Rod Magazing за 1948 год. На самом же деле корни лежат немного глубже: еще до войны братья Баррисы с единомышленниками основали в Калифорнии Kuctom Car Club. Полвека спустя так называемая кастом-культура (Kuctom Kulture), обединяющая автомобильный хот-роддинг, мотоциклетный кастомайзинг, музыку рока-билли, "сопутсвующие" стили в одежде, прическах, тату,-все это превратилось в мощную индустрию и настоящий социальный феномен мирового масштаба.

Кит-байк (kit-bike). Мотоцикл, продающийся в виде набора "сделай сам". Наборы эти, известныекак "байк-киты" (bike kit) или "байки в коробке" (bike-in-a-box), привлекает многих. Кому же нехочется почувствовать себя настоящим кастомайзером! Довольно удачливые конструкции кит-байков (например производства компании S.I.E.) стали появляться на американском рынке еще в 70-х. Потом продажи китов постепенно сошли на нет, чему в немалой степени поспособствовало ужесточение технических требований рода продукции. Да и интерес к кастомайзингу постепенно поутих. А вот в конце 90-х наборы вновь стали расходится на ура. За дело взялись автермаркетовые гиганты. К примеру, кит-байкисерии РК3Б распространяемые через известный католог Custom Chrome, за несколько лет разошлись по всему миру таким тиражом, что любому "альтернативному" производителю "мотоцикла в сборе" впору удавиться от зависти.

Клипоны (clipons, clip-ons). Разрезанный руль, половинки которого крепятся непосредственно к вилки (чаще над верхней траверсой, но не могут и между верхней и нижней, а то и вовсе под нижней)- совсем не обязательный атрибут кафе-рейсеров или спортбайков. Причем в кастомайзинге используется не только класические клипоны, по сути своей представляющие собой две отдельтые рулевые ручки, но и зи-бары или даже эйпхангеры, состоящие из двух частей. И наоборот, встречаются цельные рули, которые выглядят как клипоны. Ручки у них расположены в "межтраверсной" плоскости (кстати, такой прием иногда встречается и на ранних английских кафе-рейсерах лет сорок тому назад).

Конвертибл (convertible). Конструкции такого типа- по аналогии, например, с автомобилями-"конвертиблами", то есть кабриолетами,-подразумевают не только быструю трансформацию во что-либо, но и обратное превращение. Одним из самых известных таких "трансформеров" является проект The Sled/ The Roadster Convertible, воплощенный Арленом Нессом в 1997 году. Путем несложенных манипуляций боди-байк The Sled превращался в поджарный The Roadster. Из свежих примеров можно назвать The Jolly Joker 69 Convertible итальянской мастерской AQG. Открутив шесть болтов (точки соединения находятся под седлом и в нижней части рамы перед мотором), можно оперативно сменить всю переднею часть мотоцикла. Мотоцикл имеет два "передка"-"цивильный" с телескопической вилкой и гоночной со спрингером. Были свои конвертиблы и среди трайков. Это сейчас трайк-конверсия означает превращения мотоцикла в трайк "раз и навсегда". А вот в начале 80-х некоторых американские компании предлагали так называемые "бай-траки" (иш-trike, от слов bike и trike), способные на многократное обращение двухколесника в трехколесник и наоборотю По мере необходимости, так сказать. В наши дни ближе всего к таким "оборотням" стоит невесть каким чудом продержавшейся столько лет на американском рынке механизм под названием Voyager. Эта чудо-конструкция представляет собой набор, с помощью которого можете в считанные минуты превратить свой мотоцикл даже не в трайк-в четырехколесник! То есть устанавливаются боковые колеса (как опорные колесики в детском велосипеде), а штатное заднее остается на месте. Такой экипаж, если не присматриваться, выглядит как натуральный трайк, а простота монтажа-демонтажа позволяет проделывать конверсию "в" и "из" без особых хлопот.

"Контурное"сиденье, "контур-сит" (contour seat). Еще одинклассический вариант двухместного чопперного сиденья. Тонкая подушка плавно огибает часть рамы, заднее крыло, а иногда и забирается на сисибар. Такая форма менее удобна для пассажира (в смысле пассажирки), чем кинг-энд-куин, но, несомненно, более элегантна-за счет отсутствия "ступеньки" пассажирского сиденья, которая "ломает" общий силуэт мотоцикла.